Андрей КРИКУНОВ
Ситуация на юго-востоке заставляет вспомнить популярный советский фильм «Зеркало для героя», действие которого происходит в небольшом городке в Донбассе. По сценарию один и тот же день, воскресенье 8 мая, повторяется для действующих лиц снова и снова, и, несмотря на то что герои фильма пытаются как-то изменить ход событий, на следующее утро они повторяются вновь. Меняются только сами герои и их отношение к происходящему вокруг них. И как будто бы кто-то позаимствовал у авторов этого фильма сценарий последних событий на юго-востоке: и действие происходит в тех же краях, и протестные митинги по выходным, как один и тот же проживаемый персонажами день, и попытки изменить ход событий, но они упорно повторяются (по крайней мере до недавнего времени). И отношение к ним, которое менялось на глазах.
Но прежде всего, пожалуй, в данном случае символично само название той советской картины. Ведь Донбасс зеркально отразил майдан, но «герои», которым слава, этого видеть не хотят. С одной стороны - баррикады, захват зданий и оружие были «мирным протестом», с другой – «сепаратизм».
К сожалению, майдан радикализировал мышление до той черты, за которой всякое понимание заканчивается. Индивидуумы утонули в толпе, которая что-то кричит, скачет, кого-то бьет. Иногда кажется, что такой толпой стала вся страна.
Зеркалом для этой толпы решил стать кандидат в президенты Олег Царев. Как говорят сейчас его противники, которые еще способны на слова – «он провоцирует». Причем, что важно, делает это в Украине сегодняшней, не вчерашней или позавчерашней. Свою правду он не боится говорить в любых студиях и неслучайно в ответ получает такой шквал негатива, как ни один другой кандидат. В другого и яйца летят так, для проформы, Царева же идут бить смертным боем.
Все как в сказке: развилка дорог, камень - один путь короткий, но опасный, второй поспокойнее, но идти долго. Царев выбирает прямую дорогу. Он выбирает, а затем будут выбирать его. Главное, по дороге голову не сложить.
Однако Цареву, который пытается выступать как кандидат от пророссийски настроенных избирателей юго-востока, открыто мешают вести кампанию группировки, выступающие под националистическим лозунгами. Это тем более глупо, со стороны представителей националистического лагеря, что само участие Олега Царева в выборах их легитимизирует. А мятежному юго-востоку дает своего кандидата, которого не будут закидывать разным непотребством, как это произошло с Михаилом Добкиным в Луганске. Но если Царева, который предлагает стать посредником в конфликте Донбасса и остальной Украины, в Киеве будут просто избивать, а после этого еще и открывать против него уголовные дела – то это, мягко говоря, не будет способствовать компромиссу. Значит, не нужны новой власти ни легитимизация выборов, ни какое-либо согласие в обществе. Тест на способность проводить выборы провален уже на одном только Олеге Цареве.
Однако дело даже не в нем и не в выборах, будут ли они в мае или попозже. Дело в обществе, которое «провоцируется» тем, что ему предлагается взглянуть на себя в зеркало. Казалось бы, мы уже видели многое за последние полгода, но открытия продолжают ждать за углом. Этой ночью мы увидели, как толпа пытается линчевать кандидата в президенты, подкараулив его возле студии телепередачи с ласкающим слух названием «Свобода слова». Толпу эту не пытается остановить милиция, хотя о планах в отношении Царева стало известно еще до начала телеэфира и неоднократно говорилось на протяжении самой программы. Депутата сопровождало несколько сотрудников Госохраны.
А потом смешались в кучу люди и прочие присутствующие, летали яйца, махали руки, пытавшиеся дотянуться до Царева или заснять происходящее на свой гаджет. Раздавались жизнеутверждающие призывы, особенно старался женский голос, истерично выкрикивавший «Ты сдохнешь» и «чтоб ты сдох». Судя по тому, что происходило, такой вариант был вполне возможен.
Толпе разбираться в деталях некогда, да и не ее это дело. Она бурлит, переваривает попавшие к ней в желудок человеческие мозги, естественно, предварительно разжеванные. Царев – «сепаратист», он призывает Россию ввести войска, убить гада, – а «на деле» и такая цепочка слишком сложна, есть проще – москалей на ножи. Не все ли равно, так ли уж плох был негр, преданный суду Линча или была ли ведьмой утопленная женщина? Главное, что вся деревня считала женщину ведьмой.
О вчерашних событиях в Киеве читайте в материале: Царев не снимет свою кандидатуру ни при каких обстоятельствах
Эта толпа ужасна, но, оглядываясь на соцсети и на людей, занимающихся в нашей стране журналистикой, понимаешь, что там работает почти тот же принцип. Если «неправильное» мнение так долго сопротивляется нашему, то с ним надо что-то делать, желательно уничтожить. Журналисты вроде Романа Скрыпина с Громадского ТВ или те, кто интервьюировал сегодня под утро вывезенного в ГПУ Царева, они давно уже не задают вопросы, а допрашивают. Свет камеры вместо чекистской лампы в лицо и победоносное - «вопросы здесь задаю я».
«Почему у вашей охраны оружие, на кого оно оформлено?» – это на полном серьезе спрашивают Олега Царева после всего случившегося. Вы представляете, у охраны народного депутата и кандидата в президенты в машине оружие вместо воздушных шариков? Утром в газете, вечером в куплете, а в выступлении Виталия Кличко в Раде во вторник, 15 апреля, Царев уже превратился в человека с «арсеналом незарегистрированного оружия». Хотя и Олег, и его охрана говорила, что все разрешения имеются.
«Ви закликали до сепаратизму», утверждает журналистка, «просити Росію ввести війська – це інша точка зору?» - ставит она же «гостре запитання». И не важно, что Царев никогда о таком не говорил, а лишь твердит, что надо слушать юго-восток и идти навстречу восставшим людям. Но ярлык наклеен, печать поставлена, все, кто протестует против нынешней власти – «сепаратисты», и они должны быть уничтожены. Эй, юго-восток, почему же ты еще не сдал оружие?
В замечательном фильме «Собачье сердце» есть одно место, когда Шариков светит свечкой в зеркало и с тоской всматривается в свое отражение. То же самое должны сделать все те, кто хочет разорвать на куски человека с другой точкой зрения, - посмотреть в зеркало. И задуматься о том, в кого он превращается.