1

Re: Этико-философское наследие акынов-демократов

Обнаружился такой вопрос в кандидатском минимуме по философии в суверенном Кыргыстане.
А вот, что по данному вопросу знать надобно. Как я понял это отрывок из конспекта лекции:

"Токтогул Сатылганов (1864-1933), Тоголок Молдо (Баимбет Абдрахманов) (1860-1942), Барпы Алыкулов (1884-1949) и др.
Их творческая деятельность развертывалась во второй половине XIX в. и первой половине  XX в. и охватывает 2 исторических среза времени: первый - это годы утверждения, подъема, а затем упадка и разрушения полит-го и соц-но-экон-го режима, установленного царским самодержавием в Кырг-не, а второй- период революц-й ломки обществ-х отношений в ходе Октябрьской революции. Они в какой-то мере были знакомы с идеями русской демократической культуры. В их идейном развитии немаловажную роль играли также казахская, узбекская, уйгурская и татарская культуры. Их взгляды можно отнести к реалистическому, предметно-чувственному, наивно-материалистическому мировоззрению, в котором восприятие окруж-го мира как естественно-исторического органично сочетается со стихийной диалектикой мышления.
О боге и его роли как творца мироздания акыны говорят чаще всего в плоскости соотношения между так называемой сверхъестественной силой и историческим началом во всех вещах и явлениях. В ряде случаев акыны-демократы как будто не отрицают существования создателя, творца, но чаще всего он мыслится как инстанция, вовсе не причастная к порождению вещей, или фактически отрицается (напр., Токтогул употребляет слово «Бог», но не в религиозном смысле, а как символ справедливости и правды. Бог у него символ нравственной чистоты, незапятной совести, правды и истины. Такая интерпретация образа была характерна и для мировоззрения Тоголока Молдо. Правда у него были периоды, когда он отмечал, будто сверхъестественная сила породила мир его с многообразием. Но по мере роста демократических тенденций, накапливая знания, изучая разнообразную литературу, знакомясь научными представлениями о мире, он приходит к наивно-материалистическому взгляду о столкновении четырех стихий без каких либо теологических обрамлений).  Мир есть результат естеств-го развития. Эту естественность мировых процессов акыны передавали через ряд понятий, среди которых важную роль играл образ-понятие «текущей воды». Так Токтогул считал «текущую воду» основой развития и изменения явлений природы. Барпы также полагал, что вода является первоосновой сущего.
Примерно в этом же русле шло развитие идей Тоголока Молдо. Он в одной из своих песен сопоставляет силу и мощь четырех стихий- Воды, Ветра, Огня и Дождя, представленных в качестве не абстрактных понятий, а конкретно-чувственных определенностей. Спор между естественными стихиями завершается признанием Земли как первоначала бытия. В свою очередь эти стихии в их едином круговороте образуют суть всего многообразия конкретно-конечных вещей.
Они пытались разобраться в существе соц-й несправедливости и указывали народу, в чем источник его бедствий и страданий. Полагали необходимым изменение существующего порядка вещей путем установления форм управления, приближающихся к народовластью."

ag Особо обращаю внимание на годы жизни демократов, которые, к слову сказать, "в какой-то мере были знакомы с идеями русской демократической культуры". Вот это я понимаю - суверенная демократия. Если уже и киргизы начали историю переписывать с оранжевым оттенком, значит скоро нам хана.

Я не люблю людей.
Но не вас, ребята.
Вас я вообще за людей не считаю.